Интервью генерального директора Группы компаний F1 Евгения Вотчинникова "Континент Сибирь"

 Интервью генерального директора Группы компаний F1 Евгения Вотчинникова "Континент Сибирь"
10.12.2014
Новосибирскую Группу компаний F1 как никакую другую можно считать примером многопрофильного предприятия, включающего бизнесы в самых разных отраслях — от строительства и ЖКХ до ресторанов и ИТ. О том, как выстроить структуру управления такой организации, какие из отраслей в настоящее время наиболее перспективны для расширения бизнеса и как на предприятии сказываются санкции, корреспонденту «КС» КСЕНИИ ЧЕРНЫХ рассказал генеральный директор ЗАО УК «МАЯК» Группы компаний F1 ЕВГЕНИЙ ВОТЧИННИКОВ.

Группа компаний F1 на рынке Сибирского региона работает с 1989 года. В состав F1 входят крупнейшие компании Новосибирска, работающие на рынках информационных технологий, производственных и офисных бумаг, канцелярских товаров, медицинской техники, систем энергосбережения, проектно-изыскательских работ, ресторанного бизнеса. Группе компаний принадлежат УК ЗАО «МАЯК», ЗАО «Компания «Кардинал», ООО «1С-Рарус Новосибирск», ООО «Информационно-технический центр», сеть канцелярских магазинов «Партнер», ООО НПП «ЭЛТЕМ», ОАО ДОК «Новосибирский», ОАО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ», ЗАО «УЖКХ»,  рестораны «Римские каникулы», «Белое солнце», «Аладдин», бильярдный клуб-бар «Авиатор», банкет-холлы Paradise и Grace Hall, ЗАО "Ламбумиз" и ООО «Строительный трест № 1». Дочерние фирмы ГК F1 работают в Барнауле (ООО «Маяк-Paper»), Омске (ЗАО «Фиэлма»), Кемерове (ЗАО «Лисма») и Красноярске (ООО «Элма»). На сегодняшний день компания насчитывает более 2000 сотрудников.
 
— Каким образом построена система управления в группе компаний F1?
— Управляющая компания группы ЗАО «МАЯК» отвечает за решения в части поиска и выбора новых перспективных направлений бизнеса, инвестиционные проекты, согласование стратегических решений существующих бизнес-направлений и контроль этих функциональных подразделений. Совет директоров ГК F1 утверждает стратегические инициативы бизнес-направлений и новые инвестиционные проекты. Руководители направлений в свою очередь самостоятельно разрабатывают политику в области стратегического и оперативного развития и проводят ее в жизнь, вынося соответствующие вопросы на согласование и утверждение. Ежегодно у нас проходит процедура стратегического планирования, в рамках которой принимаются решения по внесению изменений в области развития тех или иных направлений.
— Какие из отраслей на данный момент вы считаете наиболее доходными?
— Сейчас довольно сложно говорить что-то определенное, кризисные явления наблюдаются в экономике страны с начала 2014 года, первыми, кто ощутил на себе их влияние, стали бизнес-направления в сфере обслуживания. Если говорить о нашей группе, то это сфера общественного питания, розничная торговля. Здесь мы видим снижение спроса в сравнении с показателями 2013 года, похожая ситуация наблюдалась и в 2008–2009 годах. Кроме того, в связи с ожидаемым сокращением бюджетных расходов РФ мы пересмотрели планы развития некоторых бизнес-направлений ГК F1, имеющих в своем портфеле государственные контракты. Исключением здесь пока является ОАО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ», работающее над оборонными заказами.
— Инвестиции в какие отрасли вам интересны?
— В первую очередь нам интересны активы в отраслях, способных дать синергетический эффект для развития текущих бизнесов либо, напротив, никак не пересекающихся с существующими направлениями, но имеющих определенные перспективы. Учитывая политическую ситуацию, мы обратили внимание на секторы экономики, связанные с развитием отечественной промышленности и производства. Так, одним из последних проектов группы является развитие ЗАО «Ламбумиз». Это российский производитель, который более 40 лет — с 1972 года — занимается выпуском картонной упаковки для молока, кефира, йогурта и других жидких пищевых продуктов. То, что иностранные компании снижают свою активность, дает хорошие шансы российским производителям занять свою нишу и укрепить позиции.
— На строительном рынке ГК F1 активно проявила себя во время кризиса 2009 года. Как это произошло, на какой стадии развития находится сейчас ваше строительное направление и как вы оцениваете состояние и перспективы строительной отрасли в настоящее время?
— В 2009 году Группа компаний F1 приобрела компанию «Уникон», находившуюся в то время в состоянии банкротства. В результате нам удалось договориться со всеми кредиторами, достроить находившиеся в незавершенном состоянии объекты и передать квартиры их владельцам. Сейчас направление развивается как «Строительный трест № 1». Им уже завершен ряд проектов, кроме того, строится жилой дом Auroom на левом берегу, начато строительство жилого комплекса по ул. Кирова, 221/1 (проект «Столичный»), в разработке ряд площадок. В текущей ситуации мы достаточно осторожно смотрим на строительную отрасль, не считаем, что здесь в ближайшее время произойдет бум, в связи с чем занимаем сдержанную позицию в подходах к приобретению новых активов и формированию дополнительных обязательств.
— Ваша группа компаний ранее взяла под управление компанию «Фотолэнд», позже — ресторан «Островский», не приобретая в собственность ни тот, ни другой. Чем это было обусловлено и как сейчас обстоят дела с этими проектами?
— ГК F1 имеет опыт управления достаточно разносторонними активами. Возможно, в связи с этим партнеры иногда просят нас помочь решить те или иные задачи, стоящие перед их бизнесом. Далеко не всегда предприятия, которые, по тем или иным причинам, переходят к нам в управление, впоследствии входят в состав ГК F1. Так, например, «Фотолэнд» уже не находится под нашим управлением: задачи, которые стояли перед нами, выполнены, и в настоящее время компания самостоятельно развивается на своем рынке. С рестораном «Островский» похожая история: так как в ГК F1 есть ресторанное направление, собственник «Островского» попросил посмотреть на свой бизнес свежим взглядом. В настоящий момент приобретать ресторан мы не собираемся, а вот долгосрочное сотрудничество возможно.
— Каким образом на F1 сказываются санкции?
— У нас нет таких бизнесов, на которых санкции сказались бы напрямую или существенным образом. В целом ситуация в экономике ухудшилась, и это, конечно, отражается на всех участниках рынка. Как я уже говорил ранее, первыми изменения прочувствовали направления в сфере общественного питания, так как, к сожалению, ресторанный бизнес работает преимущественно на импортных продуктах. Но поставщики продукции оперативно перестроились: отчасти произошло импортозамещение, отчасти были налажены поставки из других стран. Санкции сказались на всей экономике в целом, на возможности привлекать капитал в инвестиционные проекты. Он стал дороже и менее доступен, банки стали жестче подходить к финансированию практически всех отраслей. Многие отрасли напрямую или опосредованно связаны между собой, и, как правило, дефицит капитала в одной сказывается и на участниках рынка в других сферах.
— Каким образом государство в этой ситуации может помочь бизнесу?
— С моей точки зрения, нам как бизнесу нужна четкая долгосрочная политика государства в поддержке тех или иных отраслей, налаженный диалог государства и бизнеса. Необходимы стабильность в объявляемых планах, взвешенность подходов и ориентация на долгосрочное развитие и поддержку отечественного производителя.
— Каковы ваши прогнозы относительно кризиса?
— Нынешний период 2013–2014 годов чем-то похож на ситуацию 2008–2009 годов: валюта растет, экономика замедляется, многие секторы сужаются, спрос падает, предприятия вынуждены пересматривать свои стратегии, мы не исключение. Мы и сейчас пересматриваем стратегию в оперативном режиме и будем вносить соответствующие изменения и искать новые подходы к ведению бизнеса. Я считаю, что вместе с трудностями любые кризисные явления дают нам дополнительный опыт и открывают новые окна возможностей.


Автор: КСЕНИЯ ЧЕРНЫХ Понедельник, 17 Ноября 2014 г. 12:26

Возврат к списку